Фильм года, способный загнать под кожу чувство липкой тревоги — «Верни её из мёртвых». Это настолько беспощадно тревожное и холодное кино, что невольно задаёшься вопросом: а как на него вообще отреагирует обычный зритель? Да и решится ли он его смотреть. Новое творение австралийских режиссёров-близнецов Дэнни и Майкла Филиппу производит впечатление прямой противоположности их нашумевшего дебюта «Два, три, демон, приди!». Там — хоррор с ухмылкой, пугающий, но задорно игривый, в духе «Зловещих мертвецов» Сэма Рэйми. Здесь же — в «Верни её из мёртвых» — ничего весёлого нет. Атмосфера настолько густо пропитана безысходностью и страхом, что даже редкие вспышки чёрного юмора больше напоминают болезненные спазмы, чем комедийные паузы.
Если «Два, три, демон, приди!» отдавал радостным безумием трэша с нотками гротеска, то «Верни её из мёртвых» куда ближе к эстетике «новой французской экстремальности». Конечно, до откровенного мясника вроде «Мучениц» по уровню кровавости «Верни её из мёртвых» не дотягивает, но общая тональность схожа — подавленность, зловещесть, внутреннее напряжение, граничащее с телесным отвращением.

«Мы не боимся слова “ужастик”. Мы гордимся тем, что сняли фильм ужасов», — сказал Дэнни Филиппу в пресс-релизе к фильму «Верни её из мёртвых».
И именно эта честность, пожалуй, и есть главный козырь Филиппу. Многие современные режиссёры будто стесняются жанра: снимают, по сути, фильмы ужасов, но называют их «психологическими драмами» или «метафорами горя». Да, это модно — прятать хоррор за трагедией, называть потустороннее лишь отражением травмы. Но «Верни её из мёртвых» этим путём не идёт.
Хотя в фильме «Верни её из мёртвых» смерть и горе действительно стоят в центре истории, он не отказывается от жанровых основ. Здесь полно сцен, от которых мурашки бегут по коже: странные VHS-кассеты с мрачными ритуалами, визуальные находки, вызывающие чисто физическое отвращение, и напряжённые моменты, где ужас буквально разъедает экран. Да, «Верни её из мёртвых» не для всех. Некоторые зрители, безусловно, почувствуют отторжение. Но если удастся подстроиться под мрачную частоту этого фильма, он подарит редкое ощущение настоящего, плотного кинематографического страха. И да — братья Филиппу действительно понимают, что делают.
Особая похвала — Салли Хокинс, и её многослойный образ в фильме «Верни её из мёртвых»

На первый взгляд сюжет вполне приземлённый: подросток Энди (Билли Бэррэтт) и его младшая сестра Пайпер (Сора Вон) недавно потеряли отца. Став сиротами, они сталкиваются с холодной системой опеки. Пайпер — весёлая и острая на язык девочка с плохим зрением. Энди — мягкий, заботливый, пытается быть сильным. До его совершеннолетия остаётся немного, и он надеется оформить опеку над сестрой. Однако до этого момента им предстоит пожить в приёмной семье.
Так они оказываются в доме Лоры — улыбчивой, слегка эксцентричной терапевтки, которую играет Салли Хокинс. Её Лора в фильме «Верни её из мёртвых» — персонаж удивительно сложный. Нам одновременно хочется ей доверять и бояться её. Она — как та родственница из детства, которую все обожали, пока однажды ты не повзрослел и не понял, что за её добротой скрывается что-то сломанное, изломанное, искалеченное. Хокинс справляется блестяще: Лора пугает, даже когда улыбается.

Брат с сестрой вскоре узнают, что в доме есть ещё один приёмный ребёнок — Оливер, странный и молчаливый. А ещё — что дочь Лоры, Кэти, недавно утонула в бассейне. Исходя из названия «Верни её из мёртвых», становится очевидно, куда всё движется. Но фильм не торопится. Он медленно, но упорно выстраивает сюжет: на первый план выходят характеры, отношения, детали. Через поведение Энди мы узнаём, насколько сильно на него повлияла смерть отца. Лора кажется поддерживающей — но так ли это на самом деле?

Готовьтесь: «Верни её из мёртвых» — фильм мрачный, почти без просвета
Страх тут не вспыхивает внезапно — он сочится медленно, не отпуская ни на минуту. Постановка работает филигранно: практически вся история происходит в одном доме. Но в фильме «Верни её из мёртвых» он ощущается одновременно просторным и душным. Оператор Аарон Маклиски, уже работавший с Филиппу над «Два, три, демон, приди!», создаёт атмосферу тлена и разложения. Дождь за окном, плесень в воздухе, ощущение, будто стены здесь запомнили слишком много страданий.
Финал фильма «Верни её из мёртвых» вызывает спорные чувства. С одной стороны, он завершённый и даже эмоциональный. С другой — есть ощущение, что он чуть чересчур аккуратен, слишком «сценарный». Некоторых зрителей может смутить, что режиссёры оставляют некоторые элементы без объяснений, но мне кажется, это лишь усиливает эффект. В конце концов, если Лора соприкасается с чем-то непознаваемым, логично, что не всё будет разжёвано и подписано.

В итоге — всё зависит от того, каких ужасов вы ждёте
Если вам по душе развлекательные, яркие ужастики с всплесками адреналина и шутками между криками — то фильм «Верни её из мёртвых» может вас разочаровать. Но если вы тяготеете к кино, которое выматывает, пугает и оставляет осадок — перед вами одна из сильнейших жанровых работ последних лет. Не всем понравится. Но тем, кто поймёт и прочувствует — не забудется.
Моя оценка фильму «Верни её из мёртвых»: 8 из 10. И да, мне всё ещё немного не по себе.